Добавить в избранное
Рекомендуем:

Анонсы
  • Эпилог: Дюймовочка >>>
  • Краткое содержание Библии - Притчи царя Соломона >>>
  • Сайты друзей >>>
  • Стихи о природе родного края >>>
  • Лучшее, что я нашёл на Стихи.ру или Проза.ру, я буду размещать на этой страничке >>>


Новости
Новое в июне >>>
Новое на сайте >>>
читать все новости


Лирика, отзывы


Случайный выбор
  • Царство тишины 2   >>>
  • Краткое содержание Библии -...  >>>
  • Краткое содержание Библии -...  >>>

 
Анонсы:


Анонсы
  • Про вдохновенье >>>
  • Краткое содержание Библии - Бытие >>>
  • Прикольные и не очень стихи о весне >>>
  • Стишки про лето >>>
  • Стишки про осень >>>






Чемпионат школы

Автор оригинала:
Александр Лысиков

Довольно часто бывает так, что живёт человек скромно, спокойно делает любимое дело и ничем особенным не выделяется из толпы окружающих его людей. И о его добрых делах узнаёшь только после его смерти, когда все друзья и знакомые говорят исключительно с положительной стороны. Бывает и наоборот – ушёл человек в мир иной и оставил после себя только пшик и гонор. Будто и не жил совсем.

 

Леонов Евгений Фёдорович жил по первому образцу бытия. Все, с кем мне доводилось говорить о нём, жалеют об его безвременной кончине и всегда вспоминают добрыми словами. После его смерти кто-то из наших общих знакомых сказал мне, что учитель хотел увидеться со мной и до последних дней интересовался моей жизнью. Я очень огорчился: ну почему я опоздал? почему я не искал встречи с учителем, когда он был ещё жив? Нам кажется, что многое хорошее можно отложить на потом и всегда утешаешься мыслью: “У него своя жизнь, у меня – своя. И свой распорядок менять не хочется, и в чужой “огород” лезть неудобно. Как-нибудь потом поговорим, при случайной встрече”. Вот и не получился у нас разговор по душам, хотя поговорить было о чём.

 

Случай, о котором хочется рассказать, произошёл весной 1982 года. Я учился в 8 классе, приближались мои первые экзамены в жизни. Нас было четверо ребят, любивших проводить своё свободное время в шахматных баталиях. Мы были одногодками и учились в параллельных классах – двое в “А”, двое в “Б” – но такое разделение никак не влияло на наши дружеские отношения. Шахматы были нашим серьёзным увлечением, но так как шахматного кружка в нашем городе в то далёкое время не было, то учились мы друг у друга за шахматной доской и по библиотечным книгам. На практике мы добились неплохих результатов, что показал городской чемпионат следующего 1983 года, где нам противостояли умудрённые опытом мужики, и я в заключительной блиц-игре занял почётное место в пятёрке лучших шахматистов Жердевки.

 

Естественно, о нашем увлечении знала вся школа. И вот наш учитель физики Евгений Фёдорович решил выяснить – кто играет лучше всех? Были оповещены все учащиеся школы, но, к сожалению, пришёл только один семиклассник. Тем не менее, Евгений Фёдорович остался после уроков, пожертвовав личным временем, и предоставил свой кабинет для проведения чемпионата школы. Мы принесли свои фигуры и доски, даже нашли двое шахматных часов, что бы всё было на полном серьёзе и с соблюдением спортивных правил. Евгений Фёдорович следил за порядком и внимательно наблюдал за нашей игрой. Он оказался настоящим ценителем шахматного искусства, что я понял из его комментариев по поводу того или иного хода во время анализа уже сыгранных партий.

 

Это был мой день, мой звёздный час! Я выиграл 3 партии и одну свёл вничью, ускользнув в трудной борьбе от, казалось бы, неминуемого поражения. С того памятного дня я ощутил к себе уважение и поддержку со стороны любимого за свою справедливость учителя.

 

Насколько я помню, его даже за глаза никто из учеников не называл иначе, как только Фёдорыч. Обижались, конечно, за плохие оценки, но, осознав правоту учителя, относились к нему с почтением. Ни один учитель (Леонов не был классным руководителем ни в нашем, ни в параллельном классе) не протянул руку помощи ребятам, полюбившим древнейшую, благородную игру для выяснения спортивной истины в творческом споре. Стоит отметить своевременность турнира, не помешавшего подготовке к экзаменам и установившего сильнейшего игрока школы до того момента, как наши жизненные дороги разошлись в разные стороны. И почему современные учителя вместо того, как бегать за учениками по компьютерным салонам, не помогают им в любви к прекрасной и справедливой игре, которая отлично развивает стратегическое мышление, логику и пробуждает творческое воображение.

 

Доброй памяти учителя посвящается…

 

Он был учителем от Бога,

 

талантлив, кажется, сверх сил,

 

его житейская дорога

 

легла прекрасно – он учил.

 

 

Учителем он был весёлым,

 

в его глазах лучился свет,

 

любим был первой, средней школой

 

на протяженье многих лет.

 

 

И человеком был он добрым –

 

воспитывал учеников

 

приветливым и чутким словом,

 

хотя бывало и без слов.

 

 

Евгений Фёдорович щедро

 

одаривал друзей своих

 

душевной теплотой, примером

 

для подражанья став для них.

 

 

По шахматному был логичен –

 

любой физический закон

 

конкретно, только на отлично

 

преподавал ребятам он.

 

 

С невеждами он был насмешлив,

 

к непониманью – не суров,

 

в любом ответе видел бреши

 

и к разъясненью был готов.

 

 

Он подкупал людей улыбкой,

 

духовной, чистой красотой

 

и признавал свои ошибки

 

с интеллигентской прямотой.

 

 

Он был… К большому сожаленью

 

его сегодня с нами нет,

 

я не забыл его ученья,

 

хотя он – физик, я ж поэт.

 

 

Любимый и всегда сердечный,

 

великодушный и простой

 

остался в памяти навечно

 

неповторимый образ твой.

 
К разделу добавить отзыв
Права на все материалы принадлежат автору. При цитировании ссылка обязательна.